Писатель-фантаст, крупнейший учёный-палеонтолог, создатель тафономии (раздел палеонтологии и археологии, изучающий закономерности процессов захоронения и образования местонахождений ископаемых остатков организмов); философ-космист и общественный мыслитель. Романтика приключений и научного поиска влекла Ивана Антоновича с шести лет, когда он открыл для себя Жюля Верна. Ефремов был влюблен в море, однако тяга к науке все же перевесила. Учился он быстро и творчески. Школу закончил экстерном за 2,5 года, столько же времени заняло получение высшего образования. В 18 лет провел самостоятельную экспедицию, через год совершил первое научное открытие. Стал кандидатом наук до получения диплома о высшем образовании и без защиты диссертации. Степень доктора биологических наук присвоена ему в 34 года. Сплав жизненного опыта, больших способностей и накопленных широких знаний сделали молодого ученого свободным от предрассудков. На стыке биологии и геологии он создал учение о закономерностях отложения ископаемых остатков — тафономию — и с его помощью предсказал обнаружение крупного кладбища динозавров в пустыне Гоби. Послевоенная экспедиция, возглавленная Ефремовым, грузовиками вывозила оттуда останки древних рептилий. О ней Ефремов рассказал в замечательной документально-художественной книге «Дорога ветров». Ефремов и его открытия приобрели мировую известность, советоваться к нему приезжали самые знаменитые зарубежные палеонтологи.
Приключения мысли — так Ефремов сформулировал свое писательское кредо. Ни до него, ни после ни один писатель не сводил на уровне художественной литературы столь значительный научно-философский материал.
Мировоззрение ученого-естественника, убежденного материалиста задавало точный вектор его фантастическим произведениям, далеким от пустопорожнего фантазёрства.
Творчество Ефремова — это единый мир кристальной чистоты, насыщенный глубочайшей внутренней логикой
Прежде чем всецело посвятить себя писательскому труду, Иван Антонович накопил глубокие познания в области биологии, геологии, палеонтологии, приобрёл бесценный практический опыт, написал множество научных работ.
Полновесностью и энциклопедичностью идей Ефремов резко выделяется из общего ряда писателей-фантастов. По свидетельству современников, его интеллектуальная мощь и особенное, планетарное мышление окутывало фигуру писателя аурой мудрости, обаяния и колоссального превосходства. Приключения мысли — так Ефремов сформулировал свое писательское кредо. Уже после выхода своих первых рассказов он удостоился внимания скупого на похвалы Алексея Толстого, а также Льва Кассиля и Павла Бажова. А в Союз писателей он был принят без заявления, рекомендаций и прочих формальностей. Вершины творчества Ефремова — два романа о далеком будущем, «Туманность Андромеды» и «Час Быка». Будущее по Ефремову — синтез высших достижений прошедших эпох, очищенные от скверны и условностей кристаллы человеческого духа.
Иван Ефремов стал прототипом Фёдора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»
В честь Ивана Ефремова названа малая планета (2269) Ефремиана, открытая 2 мая 1976 года астрономом Н. Черных
В честь И. Ефремова назван минерал ефремовит, что, возможно, связано с особо трепетным отношением Ивана Антоновича к минералам, а также с его профессиональными достижениями как геолога
Художественное творчество И.А. Ефремова далеко не исчерпывается только научно-философской фантастикой. К лучшим его книгам относятся и историко-приключенческие романы, также совмещающие философию, религию и науку. Это, прежде всего, закатный роман писателя «Таис Афинская», как бы подводящий итоги его размышлений о европейской истории и культуре, большая повесть «На краю Ойкумены» и «Лезвие бритвы», охарактеризованный самим автором как «роман приключений».